От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 688 из 689

Отрицать это "значило бы утверждать возможность не различных форм одной и той же идеи, а существенно различных и тем не менее одинаково истинных философий. Подобное представление, каким бы утешительным оно ни казалось, не заслуживает серьезного внимания. Есть лишь один разум, поэтому и философия только одна и лишь одной быть может. И так же как не может быть разных разумов, не может быть оснований возводить между разумом и его самопознанием стену, благодаря которой самопознание могло бы получать существенное различие в явлении (могло бы изменить свое определение. - В.Б.); ибо разум, рассматриваемый абсолютно, и поскольку он становится объектом самого себя в самопознании, то есть становится философией, опять же един, потому непременно тождествен" (Работы разных лет. М., 1970. Т. 1. С. 269 - 270).

167 В своем сопоставлении я исхожу из предположения, что основные идеи логики Гегеля и - философской логики культуры (логики начала логики) известны, определены, и их возможно соотносить как некие наличные "системы", запечатленные в неких (известных читателю) произведениях. Вывод и обоснование тех или иных положений не входят здесь в мою задачу. Однако если с "Наукой логики" Гегеля дело обстоит действительно так и мы всегда можем свериться с развернутым и цельным печатным текстом (текстами), то гораздо труднее с "логикой культуры". Ряд произведений не напечатан, многие книги еще только в проекте или реализованы в устных докладах и тезисах.

|< Пред. 685 686 687 688 689 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]