Политическая доктрина славянофильства :: Устрялов Николай
Страница:
66 из 71
9.
46) "Ни одна страна в мире не способна вынести такой широкой, истинно доброй свободы, какую если и не имеет, то могла бы вынести Россия, благодаря основному началу своего государственного строя" (И. Аксаков, т. V, стр. 121). Эта мысль, между прочим, целиком разделяется и Н. Я. Данилевским, -- "Едва ли существовал и существует народ, -- читаем мы у него, -- способный вынести большую долю свободы и имеющий менее склонности злоупотреблять ею, чем народ русский" ("Россия и Европа", СПБ., 1895, стр. 533 и сл.).
47) "Записка", стр. 32.
48) К. Аксаков, т. I, стр. 284, 147.
49) Цит. соч., стр. 46.
50) "Общая земская дума в России", Berlin, 1887, стр. 40.
51) Т. I, стр. 18. Курсив мой (Н. У.).
52) Т. V, стр. 156. Именно в силу такой веры в совесть человеческую, земский собор древней Руси не связывал формальными узами верховную волю царя, -- "Земский собор есть мнение Земли, есть душа Земли, душа, которая в подпору себе ничего не имеет, кроме себя самой, кроме свободного слова, в котором она выражается" (К. Аксаков, т. I, стр. 290).
53) Т. V, стр. 505, статья о Ф. И. Тютчеве в "Русском Архиве", стр. 195, 6. Ср. К. Аксаков, т. I, стр. 285 и сл.
54) Сочинения, изд. Маркса, т. Х, стр. 51.
55) Т. I, стр. 23.
56) Т. I, стр. 18, курсив мой (Н. У.).
57) К. Аксаков, т. I, стр. 150; И. Аксаков, т. V, стр. 23.
58) Сочинения Юрия Самарина, т. ХII, стр. 156.
59) Т. VIII, стр. 133.
60) В настоящее время нет, конечно, нужды доказывать, как далеки от действительности были славянофилы, восторгаясь эпохою первых Романовых.
|< Пред. 64 65 66 67 68 След. >|