Попытка философской рефлексии над природой человеческого конфликта :: Лукьянов Аркадий Викторович
Страница:
3 из 7
Позитивное понятие самосознание состоит, следовательно, в том, что оно есть свобода желать и тем самым полагать себя как неравного себе. Ведь и начало, говорит Шеллинг, "есть лишь там, где есть то, что не должно быть непосредственно ради себя самого".3 в противном случае это уже не начало.
Итак, позитивное основание человеческого конфликта коренится, в посягании человеком иного. Ведь и в жизни мы часто наблюдаем то, что чем выше в своем духовном развитии стоит человек, тем в большей степени он выходит из себя самого, а тем этот человек ограниченнее, тем в меньшей мере он отходит от себя и приходит к другому.
В данном стремлении к неповторимому обновлению, к выходу за пределы природы, в сфере культуры, проявляется позитивная сущность конфликта. Только поднимаясь над природой, человек постигает природу; без этого понятия в мир культуры он остается погруженным в нее. Таким образом, каждая из этих действительностей (природы и культуры) имеет как бы свой "сверхдействительный принцип".
Размышляя над трудностями реформирования современного Российского общества, мы можем сказать, что там, где целью экономической деятельности выступает накопление богатства, от человека не требуется специальных этических учений. Необходим целый нравственный переворот, чтобы человек увидел высшую цель своего существования в таком применении накопленного капитала, которое требует от него скорее сокращения своих потребительских устремлений, чем их расширения.
|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|