Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности :: Фуко Мишель
Страница:
518 из 530
Другими словами, такая форма организации опыта, как "субъект", не является ни натуральной, ни даже просто неизменной; она является {i}исторической{/i} и, стало быть,- {i}преходящей,{/i} так что возникает вопрос: что же вместо нее? Вопрос этот, говорит Фуко в данной беседе, стоит сегодня перед нами в тех же самых терминах, в каких он стоял в античности: "Поиск такой формы морали, которая была бы приемлема для всех -в том смысле, что все должны были бы ей подчиниться, - кажется мне чем-то катастрофичным" ({i}ibid.).{/i} Этому Фуко противопоставляет "поиск стилей существования, настолько отличающихся друг от друга, насколько это возможно", поиск, который ведется в "отдельных группах" ({i}ibid.).{/i}
В последние годы Фуко часто в подобных случаях говорил не только о "выработке самого себя", но и о "стилизации существования", о своего рода "эстетике существования" и даже о "жизни как произведении искусства". Важно, однако, понять, что речь идет у Фуко не о выработке различных идеологий для тех или иных "субкультур", как это сплошь и рядом пытаются представлять, но о {i}критической работе мысли над самой собой.{/i} Только в "области истории мысли", говорит Фуко в первом "Введении" к {i}Истории сексуальности,{/i} и может иметь место "образование, развитие и преобразование форм опыта".
Понимание "истории мысли как критической деятельности" получило разработку в программном тексте "Что такое Просвещение?"29.
|< Пред. 516 517 518 519 520 След. >|