Жизнь и дела Василия Киприанова, царского библиотекариуса   ::   Говоров Александр

Страница: 42 из 285

Да еще из глубин младенческой памяти может он исторгнуть страшныйпожар, пламя бушует везде, словно стоглавая гидра, он сам, другие дети, какие-то бабы стоят на коленях, держат образа... Кто знает? Бревенчатая тесная Москва частенько выгорала.

Затем хамовный староста подметил способность мальчика к счету, к рисованию. У старосты был кум в услуженье у ученого человека - Леонтия Магницкого, тогда еще студента Академии славено-греческой. Кум и устроил младого ткача вместо себя к студенту сапоги чистить, заодно и голодать вместе с нищим господином. Так оба, и хозяин и слуга, попали в Навигацкую школу, когда была она учреждена царем Петром.

А при втором Азовском походе Киприанов, человек уже на виду, был послан со сметливыми иноземцами в Воронеж для расчета строящихся там фрегатов. Иноземцы, по наглости, что ли, ихней, в пропорциях зело оплошали, а Киприанов - нет. Тут государь его впервые приметил. Поручил даже Киприанову с отрядом драгун искать корабельный лес в рощах по берегам Хопра. Раз ночью у догоравшего костра его разбудил драгунский сотник:

- Вставай, Онуфрич, не желаешь поразвлечься? Казаки девок привезли, продают.

- Каких таких девок?

- Полонянок, православных, у татар отбили, когда те из набега низом шли.

- Да как же можно - русских, православных, и продавать?

- А кто им, казакам, запретит? В степи они - хозяева...

Одна полонянка, худенькая, грустная, в порванной посконной поневе, вот точно такая же, как эта теперешняя беглянка, просто резанула тогда сердце юному Киприанову.

|< Пред. 40 41 42 43 44 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]