Страница:
107 из 108
Если я имею правильное мнение о тебе, то, присоединив к нему еще касающееся тебя объяснение, я узнаю тебя, если же нет - останусь с одним только мнением. Теэтет. Да.
СОКРАТ. Объяснение же было истолкованием твоего отличительного признака?
ТЕЭТЕТ. Так.
СОКРАТ. Когда же я всего лишь имел мнение, я не схватывал мыслью ничего из того, чем ты отличаешься от других? 272 Теэтет. Видимо, нет.
СОКРАТ. Значит, я мыслил что-то общее, что тебе присуще ничуть не больше, чем кому-то другому? Теэтет. Безусловно.
СОКРАТ. Так скажи, ради Зевса, чем же больше в таком случае я имел мнение о тебе, нежели о ком-то другом? Предположи, что я мыслил, что существует вот этот Теэтет, который есть человек, с носом, глазами, ртом и прочими членами тела. Разве такая мысль заставила бы меня мыслить Теэтета скорее, чем Феодора или - по пословице - последнего из мисийцов? Теэтет. А как же быть?
СОКРАТ. Но если я мыслю не только имеющего нос и глаза, но курносого и с глазами навыкате, то больше ли я мыслю тебя, нежели себя самого и всех в таком же роде? Теэтет. Ничуть.
СОКРАТ. И не прежде, думаю я, составится у меня мнение о Теэтете, чем когда эта твоя курносость даст мне какой-то отличительный признак в сравнении с любой другой, какую я видел, курносостью, и так же обстоит со всеми остальными твоими членами: если я завтра тебя встречу, этот отличительный признак напомнит мне тебя и внушит мне правильное о тебе мнение. Теэтет. Ты совершенно прав.
СОКРАТ.
|< Пред. 104 105 106 107 108 След. >|