Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации. :: Цонкапа Чже
Страница:
89 из 121
Возможен вопрос: "Когда, хорошо ознакомившись с вышеприведенными правилами практики самадхи, мы исполняем их, то постепенно зарождаются девять степеней сосредоточения ума.
В девятой степени сосредоточение способно [течь] долго, без малейшего расплывания и возбужденности, а также не опирается на усилие постоянного поддержания внимательности и бдительности. Является ли достижение этого естественного сосредоточения достижением безмятежности?"
Отвечаю. Достижение этого самадхи предполагает два [случая]: достижение и недостижение совершенной податливости. Пока совершенная податливость не достигнута, это еще [только] подобие безмятежности, а не подлинная безмятежность, и поэтому называется «состоянием ума, благоприятным для безмятежности». Ведь в «Истолковании замысла» (8.5) ясно говорится:
«– Бхагаван! Пока бодхисаттва, обратив внимание внутрь, на мысленный объект, не достигает совершенной податливости тела и ума, как называть его состояние? – Майтрея! Это не безмятежность. Сие следует называть „устремлением, благоприятствующим безмятежности“.»
И в «Украшении сутр» сказано (14.14-15):
"Привычка к [этому] переходит в неприменение воли.
Затем, когда достигается совершенная
податливость тела и ума, то [это] называется
обладанием [медитативным] состоянием."
«[Медитативное] состояние» здесь означает безмятежность, – в соответствии со словами, приведенными ниже из «Уровней шравак».
|< Пред. 87 88 89 90 91 След. >|