Страница:
78 из 117
Поэтому автор "Тосфот Йомтов"
считает, что она вставлена сюда только ради контраста со следующей мишной, в
которойговорится о малолетних и, в частности, сообщающей, что он "НЕ
воздевает свои руки".
Другое же объяснение состоит в том, что читающему гафтару
предоставляют почетное право начать благословение когенов, как будто
бы он самый старший среди них ("Тифэрет Исраэль").
Есть также трактовка, согласно которой речь идет о такой
синагоге, где все присутствующие - когены. В этом случае, согласно Галахе, если
в синагоге есть только один миньян - все участвуют в благословении, если
же в ней больше миньяна - десять молящихся остаются на месте и отвечают
"Амен" на благословения, а церемонию благословления совершают
остальные (Сота 386; Шулхан арух, "Орах хаим" 128:25). И вот наша
мишна сообщает, что если в такой синагоге присутствует больше десяти человек,
то читающий гафтару должен быть среди тех, кто "воздевает
руки" ("Турей эвен"; приводится также в "Тосфот р.Акивы
Эйгера").
А ЕСЛИ читающий гафтару БЫЛ МАЛОЛЕТНИМ - который не
может провозгласить "Шма" и встать перед ковчегом, - ОТЕЦ ЕГО ИЛИ ЕГО
УЧИТЕЛЬ ВСТАЮТ ВМЕСТО НЕГО - то есть, один из них провозглашает "Шма"
и прочитывает вслух "Шмонэ-эсрэ" (Гаран).
По поводу смысла слов мишны "И воздевает свои
руки" пишет Рашаш: "Мне представляется правильным сопоставить это с
тем, что сказано в трактате "Брахот" (5:4): "Стоящий перед
ковчегом... если нет там другого когена, кроме него, - не должен воздевать
своих рук.
|< Пред. 76 77 78 79 80 След. >|