Два конца иглы (О прозе Юрия Дружникова) :: Аннинский Лев
Страница:
6 из 22
Но в 1999 году это совсем не та актуальность, которую закладывал автор в текст 1979 года, описывая события 1969-го.
Итак, девять с половиной недель из жизни редакции крупной московской ортодоксальной советской газеты. Система лжи, взлетающей с редакторских столов вверх, к верхним этажам власти.Дутые ценности, брехня в роли правды, всеобщий добровольный идиотизм, тотальное торжество мнимости.
В ячейках этой дурацкой сети -- то ли полновесным уловом, то ли застрявшим мусором -- "объективки":два десятка мгновенных портретных зарисовок, стилизованных в том же "дурацком" стиле, -- то ли это характеристики из отдела кадров, то ли автобиографии, приложенные к анкетам, то ли отчеты сексотов о задушевных беседах с "объектами наблюдения". Художественный прием срабатывает: минус на минус дает плюс; в сетях мнимой реальности оказывается реальность подлинная -- в сетях партпроса, в сети партучета, в сети осведомителей... (Интересно, что сеть -- ключевое понятие системы, напоминающее сито, которым дурак вычерпывает болото... впрочем, между дураком и умным в этом занятии разницы нет.)
Возникает причудливая равнодействующая лжи, уверенной, что она правда, и правды, знающей, что она ложь. Как говаривали в старину, перед нами "галерея образов": от малорослого заместителя редактора, чья миниатюрность определила когда-то его карьеру в органах, до массивного бывшего сидельца, главного писаки идеологических статей, все понимающего и убедившего себя, что чем хуже, тем лучше.
|< Пред. 4 5 6 7 8 След. >|