Страница:
138 из 197
Нельзя сказать, что, вероятно, хозяин
поля понадеялся на выдвинутое им условие и оставил в поле часть урожая, чтобы
забрать ее позже, и поскольку он сделал это сознательно — оставшееся в поле не
должно быть шихха: своим условием он вознамерился отменить то, что
написано в Торе, аусловие, аннулирующее то, что написано в Торе,
аннулируется само (Йерушалми; "Шнот Элиягу").
Глава седьмая
Мишна первая
КАЖДАЯ ОЛИВА, ИМЕЮЩАЯ В ПОЛЕ ИМЯ ДАЖЕ КАК ОЛИВЫ НЕТОФЫ В СВОЕ ВРЕМЯ, - если ЗАБЫЛИ О
НЕЙ, ОНА НЕ ШИХХА. О ЧЕМ СКАЗАНО ЭТО? ОБ ИМЕНИ, О ПЛОДАХ И О МЕСТЕ: ОБ ИМЕНИ -
ЧТО зовется "ШИФХОНИ" ИЛИ "БЕЙШАНИ", О ПЛОДАХ - ЧТО ДАЕТ ИХ
МНОГО, О МЕСТЕ - ЧТО ОНА СТОИТ ОКОЛО ГАТА ИЛИ ОКОЛО ПРОЛОМА в ограде. А ВСЕ
ОСТАЛЬНЫЕ ОЛИВЫ - ДВЕ ШИХХА, ТРИ НЕ ШИХХА. РАБИ ЙОСЕ ГОВОРИТ: НЕТ ШИХХА У ОЛИВ.
Объяснение мишны первой
Эта мишна посвящена законам об исполнении заповеди шихха в отношении
плодовых деревьев, в качестве образца которых берется олива. Это объясняется
тем, что именно по поводу оливкового дерева мнения танаев разделились,
или — как пишет Рамбам — потому, что во времена Мишны олива играла важнейшую
роль в хозяйстве Страны Израиля. Впрочем, как уже было сказано, законы об
исполнении заповеди шихха относятся также ко всем плодовым деревьям, и
говорит Рамбам. "ПЛОДЫ, ЗАБЫТЫЕ НА ОДНОМ ИЗ ДЕРЕВЬЕВ САДА... или на двух
деревьях, — ЭТО ШИХХА. О чем идет речь? О деревьях, которые не знамениты
своим местом, или плодами, или своим именем... Однако в случае, если у дерева
есть одно из этих качеств — его плоды не шихха. Потому что сказано в
Торе: "...
|< Пред. 136 137 138 139 140 След. >|