Страница:
82 из 197
"Заповедь состоит в том, чтобы оставить лекет
беднякам — а это те колосья, которые падают на землюИЗ-ПОД СЕРПА во время
жатвы или выпадают ИЗ РУКИ срывающего их" (заповедь 218).
Полагают также, что из слов Рамбама в "Мишне Тора" (процитированных выше), а
также из комментариев Бартануры и "Тосфот Йомтов" следует, что они
придерживаются того же мнения: мишна говорит о двух способах сбора урожая — о
срывании колосьев и о жатве их серпом ("Тосфот аншей шем"). Впрочем,
согласно Рамбаму тот, кто СРЫВАЕТ то, что обычно жнут серпом, свободен от
исполнения заповеди лекет (см. Хулин 137а).
Колосья, падающие МЕЖДУ ПАЛЬЦАМИ И С КОНЦА СЕРПА, - РАБИ ИШМАЭЛЬ ГОВОРИТ: ДЛЯ БЕДНЯКОВ —
потому что это похоже на выпадение колосьев из руки и из-под серпа, значит это лекет,
а РАБИ АКИВА ГОВОРИТ: ПРИНАДЛЕЖИТ ХОЗЯИНУ. С точки зрения раби Акивы, эти
колосья не отличаются от тех, которые падают с внешней стороны руки или серпа,
— поэтому они не лекет. ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ АКИВЫ
Мишна одиннадцатая
То, что МУРАВЬИ затаскивают в свои НОРЫ, находящиеся ПОСРЕДИ НЕСЖАТЫХ ХЛЕБОВ, ПРИНАДЛЕЖИТ
ХОЗЯИНУ; в норы, находящиеся ПОЗАДИ ЖНЕЦОВ, — то, что находится СВЕРХУ, ДЛЯ
БЕДНЫХ, А то, что находится ВНИЗУ, ПРИНАДЛЕЖИТ ХОЗЯИНУ. РАБИ МЕИР ГОВОРИТ: ВСЕ
отдается БЕДНЫМ, ПОТОМУ ЧТО СОМНИТЕЛЬНЫЙ ЛЕКЕТ - ЛЕКЕТ.
|< Пред. 80 81 82 83 84 След. >|