Страница:
167 из 174
Хочется сказать о другом:
ведь в описании этого эпизода, столь доверчиво воспроизведенного курскими
следопытами, проявилась не намного меньшая склонность к приблизительности, почти
такое же небрежное отношение к фактам, такое же нежелание копнуть чуть
поглубже — все, пусть в меньшем масштабе, но в принципе то же, что в
повести Афанасия Кузнецова, вызвавшей справедливые претензии и справедливую
отрицательную оценку со стороны курских следопытов.
* * *
О природе и законах художественно-документального жанра велось немало споров.
Но споров преимущественно теоретических — так сказать, о жанре
вообще . А здесь, в очерке «Хосе-Володя», на наших главах происходит
прямое столкновение так называемого авторского права на домысел с
реальной жизнью, с вызывающими чувство глубокого уважения подлинными именами
героев, погибших за правое дело. Мне трудно представить себе нормального
человека, способного видеть в этих именах, в биографиях этих людей — до
самого мелкого факта включительно — только материал , произвольно
пользуясь которым, как деталями в детской игре «конструктор», литератор мог бы
компоновать свое произведение.
Как-то в разговоре с друзьями я сказал, что, прочитав ряд
художественно-документальных книг, кажется, могу дать определение этого жанра:
художественно-документальная литература — это такая литература, в которой
выдуманным персонажам присваиваются имена реально существующих людей. К
сожалению, в этой шутке оказалось гораздо больше правды, чем я сам поначалу
думал.
|< Пред. 165 166 167 168 169 След. >|