Страница:
19 из 174
Впоследствии, в очерке «Пилот и стихии», Экзюпери сам признает, что может
«описать ярость стихий не иначе, как нагромождая превосходные степени, а это не
дает ничего, кроме неприятного ощущения преувеличенности».
И это у Экзюпери не единственное высказывание подобного рода. Он с
сочувствием и пониманием пишет, как тому же директору Ривьеру из «Ночного
полета» нравилось, что один из его пилотов «говорил о своем ремесле просто,
говорил о полетах, как кузнец о своей наковальне».
Но сам Экзюпери говорит о полетах далеко не просто. Говорит несдержанно,
приподнято, остро эмоционально, иногда даже пышно, привнося элемент
чрезвычайности в самое обыденное и каждодневное. Порой, когда читаешь его,
кажется, что это писал не взрослый, да еще хлебнувший немало лиха на своем веку
мужчина, а восторженный, порывистый юноша... Не хочется (да и бессмысленно было
бы) выдавать сейчас оценки: хороша такая манера письма или плоха. Наверное, это
зависит от вкуса. Но бесспорно то, что, прочитав хотя бы несколько строк из
раскрытой наугад, ранее незнакомой книги писателя, каждый безошибочно определит:
«Это — Экзюпери».
Нет также, как мне кажется, достаточных оснований считать, что именно своей
профессии — или прежде всего ей — обязан Сент-Экзюпери тем, как
поэтично и возвышенно воспринимал он окружающее.
Возможность увидеть мир с высоты, к сожалению, сама по себе еще не
равнозначна высокому видению мира.
|< Пред. 17 18 19 20 21 След. >|