Страница:
89 из 111
Это Лютик оказалась своей среди лейтмотивов поэта, как бы ровней шарманщика, мельницы и рожка, а его брат всегда существовалнаособицу.
Поначалу Осип Эмильевич все же надеялся привлечь Евгения на свою сторону. В нескольких письмах промелькнуло что-то обнадеживающее, смутно напоминающее "нам". Глядишь - и нашлось бы ему место среди излюбленных поэтом "ласточек" и "ос".
Вскоре он прекратил эти попытки. Уж слишком определенной стала для него фигура прирожденного директора.
Раз этот человек лучше всего понимает язык приказов, Осип Эмильевич отдавал ему свое распоряжение.
"...Запрещаю тебе, - писал он из воронежской ссылки, - где бы то ни было называть себя моим братом".
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Имена
Мы уже говорили о том, что многое в этой истории объясняется разницей между "ты" и "вы".
Надежде Яковлевне тоже пришлось эту разницу почувствовать.
Неприятно узнать, что еще одна женщина была его "ты".
В ее мемуарах ничего нет об этом унижении, но зато определено значение "ты".
"Для своего осуществления я" нуждается, - писала она, - в двух элементах: в мы" и, в случае удачи, в ты"". И еще, о своем покойном муже: он "был моим ты".
А во "Второй книге" вдова поэта рассказала: не порви тогда муж с Ольгой, она бы ушла к Татлину.
Прямо художника она не назвала, ограничившись: "Т".
Так она ответила на вопрос, почему осталась с Мандельштамом.
"Т" - это совсем не то же, что "ты". Скорее, знак отчуждения, вроде упомянутой "гражданки В.".
Кстати, Лютик тоже знала о скрытых возможностях прямого обращения.
|< Пред. 87 88 89 90 91 След. >|