Страница:
11 из 20
Передается - ритм "ишачки", ритм тоски, ритм сдавившей человека необходимости, внутри которой свобода достигается не "полетом над" и не "прыжком через", а каким-то двужильным внутренним перетаскиванием ящиков, горьким, черным, "трюмным" осознанием. "Сор" дневниковых записей и "пыль" старых писем - не помехи здесь. Это та самая пыль, в которой видны свет и объем.
Арктические записи (РДО... КНМ... ЛК... КМ... координаты... проводка) Конецкий совмещает с письмами из "шкатулки": какой-то поручик Искровой роты (радиотелеграфист по-нынешнему) по имени Николай Николаевич летом 1914 года слал будущей матери еще не родившегося Конецкого влюбленные послания. Вот вам и контрапункт: капитан-дублер "Колымалеса" в 1979 году, отстояв очередную вахту, расшифровывает очередное письмо. Создается коллаж, где через саму несостыкованность элементов передаются и объем исторического времени, и его фантастичность. Искровая рота оперирует на Буковине. "Отряд недавно взял Кимполунчъ", - пишет поручик. Конецкий, не очень уверенный, что прочел название правильно, ставит в скобках знак вопроса, честность архивиста.
Меня, конечно, тут подмыло. В том смысле, что необязательно даже в карту Румынии заглядывать, - достаточно вспомнить поэзию. Конецкий и Орлова, и Симонова охотно цитирует, он явно не чужд этой сфере. Почему же не вспомнил строки:
Занят Деж,
занят Клуж,
занят Кымпелунг.
...Нет надежд.
Только глушь
Плачет нибелунг.
А хороша параллель: тридцать лет спустя после поручика Николая Николаевича поэт Семен Гудзенко входит в тот же город...
|< Пред. 9 10 11 12 13 След. >|